Вы здесь

7. Исследования Ломоносова по астрономии и другим естественным и гуманитарным наукам

 

После того как мы подробно, рассмотрели исследования Ломоносова по физике, а также коснулись его работ по химии, остановимся хотя бы кратко на работах в области других наук. Ломоносов был чрезвычайно разносторонним ученым, и в круг его научных интересов попадали как естественные, так и гуманитарные науки. Учитывая также, что он был художником, изготавливающим мозаичные картины, писал стихи, его можно сравнить с великими людьми эпохи Возрождения, такими, как Леонардо да Винчи. Это обстоятельство отмечал другой великий русский человек, Пушкин. Он писал о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей отраслью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, минералог, художник, и стихотворец, — он все испытал и все проник».

Мы, конечно, не в состоянии осветить всю научную деятельность Ломоносова, для этого пришлось бы написать большую книгу, и, может быть, не одну. Мы постараемся дать только самое общее поверхностное представление о его научной деятельности вообще, а не только в области физики и частично химии.

Прежде всего следует отметить, что Ломоносов живо интересовался исследованиями в области астрономии. При этом он сделал важное открытие: обнаружил существование атмосферы на планете Венера.

В 1761 г. астрономы наблюдали одно из интересных явлений прохождения планеты Венеры по диску Солнца. К этому наблюдению готовились ученые всех стран, готовились к нему и русские астрономы. В этой подготовке большое участие принимал и Ломоносов. Кроме того, он сам лично наблюдал это явление и при этом сделал указанное выше открытие. Он обратил внимание, что когда Венера приблизилась к солнечному диску, то последний как бы затуманился, затем, когда она начала удаляться с диска Солнца, несколько расплылся. Из этого наблюдения Ломоносов и заключил о существовании на Венере атмосферы. Нужно отметить, что это явление наблюдали и некоторые другие астрономы. Однако никто из них не догадался о его причине.

Вот как сам Ломоносов описывал свои наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца: «Ожидая вступления Венерина на Солнце около сорока минут после предписанного в ефемеридах времени, увидев наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен, и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен...» и дальше: «При выступлении Венеры из Солнца, когда передней ее край стал приближаться к солнечному краю и был около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь (рис. 9), который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила (смотри фиг. 3 и 4). LS значит край Солнца; mm выпуклистое перед Венерою Солнце. Вскоре оной пупырь потерялся, и Венера показалась вдруг без края (смотри фиг. 5); nn отрезок; хотя весьма малой, однако явственной. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края к Солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края». Отсюда Ломоносов и сделал заключение о наличии у Венеры атмосферы: «По сим примечаниям господин советник Ломоносов рассуждает, что планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».

Открытие Ломоносовым атмосферы на Венере имело не только чисто научное, но и мировоззренческое значение. Конечно, уже среди ученых, да и вообще культурных людей, не оставалось сомнений в правильности учения Коперника о движении Земли. Однако в России духовенство еще боролось с «коперникианской ересью». Тем более яростно оно сопротивлялось распространению среди народа учения о множественности миров. Правда, уже в 1740 г. в России, несмотря на противодействие духовенства, вышел перевод сочинения французского ученого Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». Но еще и в 1756 г. Святейший Синод обращался к императрице Елизавете с просьбой отобрать повсюду «крамольную книгу» и издать указ: «Дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о чем другом вере святой противном, и с честными нравами несогласными под жесточайшим за преступление наказанием не отваживался».

Открытие атмосферы на Венере явилось поводом для Ломоносова выступить в защиту как учения Коперника, так и учения о множественности миров. К сочинению, в котором он излагал открытие атмосферы на Венере, опубликованному в 1761 г., он добавил специальные «прибавления». В них он остановился на учении Коперника, защищая его, а также учении о множественности миров.

Здесь же Ломоносов резко выступил за независимость науки от религии. И хотя он прямо не высказывался против религии, но заявлял о том, что существуют две истины. Истина научная и истина религиозная. При этом он требовал, чтобы религия не смела вмешиваться в научные дела. В этом сочинении он поместил сатирическое стихотворение, направленное против церковников в защиту учения Коперника:

 

«Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару. 

Один твердил: земля вертясь круг Солнца ходит,

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал такой ответ: что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

 

Кроме учения Коперника, как мы уже сказали выше, Ломоносов защищал и учение о множественности миров. При этом он прямо насмехался над духовенством. «Некоторые спрашивают, — писал Ломоносов, — ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им евангелие? Крещены ли они в веру Христову?» Для ответа на этот вопрос Ломоносов предлагает спрашивающему поехать на Венеру. «Только бы труд его не был напрасен, — говорит он. — Может быть, тамошние люди во Адаме не согрешили; и для того всех из того следствий ненадобно».

Ломоносов и в других своих сочинениях пропагандировал учение Коперника и учение о множественности миров. Здесь мы укажем лишь только на анонимное сатирическое стихотворение его «Гимн бороде», написанное в 1757 г. В этом сочинении есть такие строки:

 

«Есть ли правда, что планеты —

Нашему подобны светы,

Конче в оных мудрецы

И всех пуще там жрецы

Уверяют бородою,  

Что нас нет здесь головою.

Скажет кто: мы вправду тут —

В струбе там того сожгут».

 

Большое место в научной и организационной деятельности Ломоносова занимали экономические и социологические вопросы, а также вопросы науки о Земле. Мы имеем в виду географию, геологию, минералогию, а также мореплавание.

С самого начала своей научной деятельности Ломоносов интересовался вопросами из области социологии и географии, в том числе и экономической. Но основная деятельность его в этом направлении развернулась с 1757 — 1758 гг., когда он был назначен начальником Географического департамента Академии наук.

Прежде всего Ломоносов направил свои усилия на составление карт «Российского Атласа». Одновременно он развернул работу по сбору данных социологического и географического характера, рассылая соответствующие анкеты по русским городам.

Но наиболее интересным из области географии было его изучение возможности плавания по северным морям. В 1763 — 1764 гг. он написал большое сочинение «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможности проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Он подробно изучил эту проблему и пришел к заключению: «Между прочим, Северный океан есть пространное поле, где... углубиться может Российская слава, соединенная с беспременною пользою через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку».

Ломоносов был прав. Но только спустя много-много лет русские суда освоили Северный морской путь, о котором думал великий ученый.

В области геологии Ломоносову также принадлежит важное открытие, которое касалось геологического строения поверхности земли, и образования пород в ее недрах. Работы его, посвященные этим вопросам, имели как научный, так и практический характер.

В отношении научной стороны работ по геологии нужно подчеркнуть, что Ломоносову принадлежат верные мысли об образовании лика Земли и роли в нем внутренних и внешних факторов. До появления работ Ломоносова «Слово о рождении металлов о трясении земли» (1757 г.) и «О слоях земных» (1761. г.) не существовало сколько-нибудь правильного представления об образовании горных пород и вообще о геологических изменениях поверхности земли. Ломоносов впервые пришел к мысли о непрерывной эволюции земной коры.

Более того, обобщая эту мысль, он говорил  о непрерывной эволюции вообще всего существующего природе. Так, он писал: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим; но великие происходили в нем перемены, что показывает история и древняя география, с нынешней снесенная, и случающиеся в наш век перемены земной поверхности... И так напрасно многие думают, что все как видим, с начала творцом создано; будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом; и потому-де не надобно исследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя оным умникам и легко быть тилософами, научась наизусть три слова: бог так сотворил; и сие дал в ответ вместо всех причин».

Все сказанное выше дает право утверждать, что Ломоносов по справедливости может считаться основоположником геологической науки, а также одним из мыслителей, высказавших глубокую мысль о непрерывном изменении всего окружающего мира.

Ломоносов занимался не только естественными науками. Он имеет большие заслуги перед русским народом в развитии исследований его истории и языка.

Первые исследования Ломоносова истории русского народа были связаны с дискуссией вокруг сочинения академика Миллера на тему «Происхождение имени и народа российского», относящейся к 1749 г.

В своей работе Миллер доказывал так называемую нормандскую теорию происхождения русского народа и государства. Согласно этой теории основателями Древней Руси были варяги. Миллер утверждал, что «россияне» за пришельцев почитаемы должны быть и что варяги «уже за много веков до Рюрика подчинили Россию своей власти».

Ломоносов резко выступил против измышлений Миллера, не состоятельных в научном отношении и враждебных русскому народу. Он утверждал древнее происхождение Руси, которая сформировалась на внутренней общественно-экономической основе.

Позже Ломоносов исследовал историю образования русского народа, что изложил в работе «Древне-русская история». Эта работа Ломоносова была опубликована уже после его смерти в 1766 г. и сыграла важную роль в последующем развитии русской древней истории. Высокую оценку исследованиям Ломоносова древней истории Руси дали известные русские ученые-историки С. М. Соловьев и Б. Д. Греков.

Ломоносов сыграл большую роль в формировании литературного русского языка. К середине XVIII в. в России развился целый ряд языковых форм. Еще в начале этого столетия произошло разделение гражданского и церковно-славянского алфавитов. Начала развиваться светская письменность. Церковная же письменность обособилась и стала уделом своеобразного церковного жаргона. Развились также научно-техническая, военная, мореходная терминологии. Шел приток в слова русского языка иностранных слов. В результате указанных и других аналогичных процессов к середине XVIII в. возникла насущная потребность создания единых национальных языковых форм в русском литературном языке. Решению этой задачи и послужила деятельность Ломоносова, его исследования русского языка, его учение о красноречии, его языковая практика и т. д. Он был автором первой грамматики русского языка «Российская грамматика», опубликованной в 1757 г.

Ломоносов любил русский язык, восхищался им, не мог сравнить его ни с каким иностранным. Он писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Для развития русского литературного языка особую роль сыграла поэзия Ломоносова. Его стихотворения вошли в золотой фонд русской литературы. Вместе с трагедиями А. П. Сумарокова его поэзия стала началом новой русской литературы.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.