Меньше всего лорд Резерфорд был похож на лорда. Основоположник современного учения о радиоактивности и строении атома любил решительных людей, ценил остроумие, хохотал до неприличия громко и к тому же никогда не стеснялся в выражениях.
Чедвик советовал Капице, ну хотя бы до тех пор пока он не освоит всех тонкостей английского языка, не повторять при дамах выражений Резерфорда.
Никогда раньше молодому Капице не приходилось встречать такого обыкновенного великого человека. Рядом с петроградскими академиками, статскими генералами от науки, заслуги которых отмечались табелем о рангах, это было неожиданно.
Вся искусственность русских академических взаимоотношений, не свойственная русскому характеру, выписанная из Германии вместе с первыми учеными немцами, на русской самодержавной почве цвела махровым цветом. Борьбу начал еще Михайло Ломоносов, но и двести лет спустя было сколько хочешь любителей нести свой чин, как выданное раз и навсегда свидетельство своей непогрешимости и особой персональной ценности. Полковник всегда был умней подполковника, а профессор наверняка талантливей доцента. Всякое начальство так или иначе блюло свой чин и предпочитало не забываться при младших по званию.
Молодому русскому ученому Резерфорд мог показаться человеком эксцентричным. Резерфорд не хотел быть солидным и поучать, он мог позволить себе не думать над каждым словом и сказать что-то не так. Резерфорд не старался выглядеть лучше или хуже, чем он есть на самом деле. Ему это было ни к чему.
Резерфорд имел право быть самим собой. Непосредственность была основным правилом его жизни, его «модусом вивенди».
Вспыльчивый, резкий, Резерфорд не умел сердиться подолгу и легко прощал. Если ему что-то нравилось, он сразу говорил об этом. Если не нравилось — тем более не мог молчать.
Капица был любимцем Резерфорда. Учитель и ученик оказались родственными душами. Резерфорд не мог не заметить талантливого коллегу, не мог не заметить в другом человеке черты своего характера. Та же резкость в суждениях, щедрость до лихости во всем: ставил ли Капица эксперимент или проносился на своем мотоцикле со скоростью шестьдесят верст по средневековым улицам Кембриджа. Резерфорду нравилось, что его ученик грубиян и спорщик. Резерфорд сам был грубияном и заядлым спорщиком. Резерфорду нравилось развивать самые невероятные фантазии.
Однажды он начал выяснять вдруг, что могло бы произойти, если бы Тунгусский метеорит упал не в Сибирской тайге, а в Лондонском Сити. Как это повлияло бы на финансовую мощь королевства? И под какой шапкой поместили бы это известие в «Ивнинг Стандарт»? И вообще, что и как говорили бы в правительстве. В палате лордов. В палате общин.
Среди кембриджских студентов очень ценилось такое фантазерство. Однажды Капицу пригласили на заседание студенческого клуба «Сорока на пне».
Этот клуб имел двухсотлетнюю историю, гордился своими традициями и до святости точно выполнял их.
Прежде всего на стол поставили каменную сороку на пне. (По преданию ей двести лет.) Затем начался диспут «на самую несерьезную тему». Основной тезис — «для студента гораздо важней хорошо есть, чем хорошо учиться». Капица выступал «за», молодой доктор истории — «против».
Члены клуба следили за правильностью логических построений и плакали со смеху. Через сорок минут историк сдался. Объявили результат — 17 : 7 в пользу Капицы. Вечером согласно традиции был дан банкет, на котором новый член клуба, во фраке, в белом галстуке, сидел на самом почетном месте и принимал поздравления ветеранов.
Добавить комментарий