Почти пятьдесят лет спустя, выступая перед студентами Московского физтеха, Петр Леонидович рассказал шутливую историю про неведомого почтмейстера из неведомого города.
Студентам было интересно, как сам Капица расскажет о причинах, заставлявших его находить для себя задачи в самых разных областях физики. Заниматься сначала сверхсильными магнитными полями, потом сверхтекучестью гелия, потом кислородом... Капица подумал и начал рассказывать про почтмейстера.
Был почтмейстер добрым малым и писал письма для всех желающих. Его часто просили: он считался самым грамотным. Но потом как-то вдруг выяснилось, что добрый почтмейстер все письма пишет по одному адресу, а именно — в город Конотоп. Возникает вопрос — почему в Конотоп?
После недолгих разбирательств оказывается, что у почтмейстера здорово выходит заглавная буква «К».
Из всей этой истории, очевидно, следует, что во избежание неприятностей всякий специалист должен одинаково красиво писать все буквы.
Так сказал Капица. Так его поняли. Но было бы интересней, если бы он повернул эту мысль иначе. Если бы он сказал, что настоящий специалист все-таки всегда пишет по одному и тому же адресу.
У большого ученого, совсем так же, как у большого композитора, писателя, политика, свой почерк. Разумеется, не в графическом смысле. Время каллиграфов прошло. Никого уже не интересует буква, как она написана. Черт с ней, с буквой. В первом классе разрешили писать авторучками, и это знамение времени. Пусть буквы будут корявыми. В конце концов есть стенография, полиграфия, вычислительные машины. Корректоры разберутся. Если, конечно, есть смысл разбираться. Главное — точный адрес. Скажем, так.
В своей первой научной работе студент Капица разработал оригинальный способ получения тонких кварцевых нитей. Сделать тонкую и ровную кварцевую нить было настолько сложно, что это казалось невозможным. Но нити были нужны для подвеса прибора, и тогда Капица разработал свой метод.
В узком, темном коридоре по полу расстелили мягкое бархатное полотнище. Капица принес игрушечный лук и стрелу. Технологию отработали на месте.
Конец стрелы опускался в расплавленный кварц, натягивалась тетива, и стрела, вытягивая тонкую нитку, летела по коридору, падала на бархат.
Можно считать, что это решение инженерной задачи. Если так, то это и есть та самая одна и та же буква в почерке Капицы. Его почерк — неожиданная изобретательность, и во всём какой-то чисто русский размах, то, что зарубежные исследователи его творчества называют «русской эксцентричностью».
Открыть эффект — полдела. Чтобы новое открытие двигалось, взрывалось или кормило людей, оно должно заинтересовать инженера. В конечном счете именно инженер проводит новое открытие в жизнь. Ученый имеет дело с явлениями, инженер — с вещами. В том-то и состоит уникальность таланта Капицы, что, решая самые сложные научные проблемы, он был еще и инженером.
Капица говорит:
— По моему мнению, хороших инженеров мало. Инженер должен состоять из четырех частей: 25 процентов теоретического образования, 25 процентов — художественного (машину нельзя проектировать, ее нужно рисовать. Меня так учили, и я так тоже считаю).
Кроме этого, на 25 процентов инженер должен быть экспериментатором, чтобы уметь исследовать свою машину, и на оставшиеся 25 процентов он должен быть изобретателем. Это, конечно, грубо. Могут быть вариации, но все эти элементы необходимы.
Добавить комментарий