Солнце. Весна. Четыре окна в институт­ский сад. В саду голуби курлыкают, будто по мокрому стеклу трут мятой газетой. На книжном шкафу терракотовая Нефертити и макет лунника.

Я вошел, оказал: «Здрасте». Меня веж­ливо пригласили сесть. Я сел. Капица смотрел на меня вполне добродушно.

Как-то так получилось, что среди московских журналистов академик Капица слыл тог­да человеком почти недоступным. Во-первых, к нему не так-то просто прорваться, он дирек­тор института, член президиума Академии наук, у него мало свободного времени; во-вторых, о себе он ничего не рассказывает.

В редакции мне сочинили солидную бу­магу, именующую меня писателем, поставили исходящий номер, печать с гербом, как будто все это — писатель, номер, герб — должно было поколебать недоступного академика, сделать мою задачу более простой.

Референт Капицы, Павел Евгеньевич Рубинин, прочел эту бумагу без энтузиазма, вздохнул, положил в папку для прочих бу­маг, посмотрел на меня грустно-грустно, затем вошел в кабинет Капицы, и там состоялся короткий диалог, вероятно, в таком духе:

— Петр Леонидович, к вам Доброволь­ский.

— Кто такой Добровольский?

— Писатель.

— Писатель? Что он написал?

— Пока вроде ничего.

— Ничего? Интересно. Давай его сюда. Говорят, что сам себя Капица считает ехидным и гордится своим ехидством, как ве­личайшей человеческой добродетелью. Но надо мной он не стал ехидничать, пожалел.

Я сказал, стараясь быть вполне незави­симым:

— Петр Леонидович, у нас в редакции замыслили новую рубрику...

Он молча улыбнулся: «Ваше дело, замыс­лили так замыслили. Валяйте дальше, моло­дой человек». Но он ничего не сказал, толь­ко улыбнулся. Говорил я.

Когда в пятилетнем возрасте первый раз спускаешься по эскалатору в метро, -— то же чувство. Тебя несет, и от тебя ничего не за­висит, ты не в силах остановиться. Вдруг я начал рассказывать, что писал очерки об уральских камнерезах. Писал о шахтерах Яновского гидрорудника и еще о знаменитом пожарнике Непавине. Очерк назывался «И горит в моем сердце пожар». Неплохо, верно? Но так получилось, что все мои герои были моими ровесниками, а теперь у меня много трудных вопросов. И первый вопрос:

— Петр Леонидович, почему вы стали физиком?

Он отреагировал необыкновенно быстро. Почти мгновенно.

— То есть как «почему»? Почему люди становятся физиками? — Засмеялся и замор­гал часто-часто. — Я редактирую «Журнал экспериментальной и теоретической физи­ки», в прошлом году к нам прислали работу. Написал ее ученик десятого класса...

На всякий случай я улыбнулся.

— Да, ученик десятого класса, — про­должал Капица. — Ничего выдающегося в работе не было, публиковать ее не стали, но для ученика десятого класса такая работа вполне на высшем уровне. Надо сказать, что в семье физиков нет. Отец умер, мать служит в городском кинопрокате. Очень про­стая семья, и живут трудно. Он приезжал к нам в институт, водили его по лаборатори­ям. Все было хорошо. Вернулся домой и по­пал под суд. Срезал телефонную трубку. Магниты ему были нужны. Эксперимента­тор…

Капица откинулся в кресле. Седая челка упала ему на лоб. Он боднул головой. Один раз. Потом второй. И когда ничего не получилось, пригладил волосы рукой.

— Суд его не наказал... Разобрались. А вот из школы выгнали. Сейчас он у Лав­рентьева. Помогли ему уехать в Новоси­бирск. Работает лаборантом и учится в университете. Может стать хорошим физиком.

Фамилию этого молодого физика назы­вать не стоит. Капица считает, что «пабли­сити» молодым ученым не всегда на пользу. Если так, то пусть молодой физик условно будет просто учеником 10-го класса. Это неважно. Важно, что за судьбу ученика 10-го класса было дано сражение.

Подробности рассказывал мне Павел Евгеньевич. Он ездил в город, где жил уче­ник 10-го класса. «Не портите нам де­тей!» — выговаривала классная руководитель­ница, опытный педагог. Она не могла пове­рить, что у среднеуспевающего ученика мо­гут быть какие-то таланты, поэтому нервни­чала.

Со стороны все выглядело достаточно странно. Академик, директор крупнейшего института нашел время, чтобы помочь не­знакомому ученику 10-го класса, а школьные учителя не могли разобраться что к чему.

«Над молодежью можно смеяться. Яз­вить над ней можно и нужно, ломать ей шеи нельзя», — сказал Капица.

Но кроме первого вопроса, было заготов­лено еще два. Один о взаимосвязанности науки и искусства (хотя бы несколько слов в подтверждение мандельштамовского тези­са о том, что железные дороги изменили весь ритм и строй русской прозы), потом хотелось, чтобы Капица поделился с читателями «Литературной газеты» своими мыс­лями относительно современной литера­туры.

Разговор продолжался минут двадцать. Не больше. Он посмотрел на часы. Я встал. Других вопросов у меня заготовлено не бы­ло. А у него не было времени.

Я знал точно, что о себе он не скажет ни слова. Ни сейчас, ни после, но я знал уже, что буду писать о нем, и мне придется вы­спрашивать его друзей, знакомых, сослу­живцев. Это трудней, но это тоже метод. Мне нужно было увидеть его хотя бы ещё раз, я сказал, уже стоя перед его столом: — Петр   Леонидович,   я   уполномочен пригласить вас в театр МГУ. Ребята хоте­ли бы видеть вас у себя.

— Когда?

— Двадцать пятого.

Капица посмотрел на календарь, посту­чал пальцем по настольному стеклу, заку­сил губу, вспоминал, что у него двадцать пятого вечером, сказал:

— Хорошо. Я постараюсь. До свидания. В тот же день я начал собирать воспоми­нания.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.