Среди имен деятелей и культуры, и науки особенно дорого для русского человека имя Михаила Васильеви­ча Ломоносова, основоположника науки в России, сы­гравшего особую роль в распространении просвещения в русском народе.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) декаб­ря 1711 г. в деревне Денисовке (ныне село Ломоносово), расположенной на Курострове недалеко от, Архангель­ска. Отец его Василий Дорофеевич Ломоносов был крестьянином-помором и занимался рыбным промыслом. Крестьяне, занимавшиеся рыбным промыслом на Севе­ре, хотя и были крепостными, однако не находились во владении какого-либо помещика, а платили подушный оклад государству.

На севере России по сравнению с ее центральной частью крестьяне находились в лучшем положении. Среди населения довольно широко была распространена грамотность. Некоторые зажиточные крестьяне имели у себя даже книги, в том числе и светские. Имел их и со­сед Ломоносова Иван Шубный, у которого Михаил Васильевич первоначально научился грамоте.

Еще совсем мальчиком Ломоносов умел уже читать и писать и читал псалмы в местной церкви. Помнившие Ломоносова земляки сообщали, что он «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и по здешнему обычаю жи­тия святых, напечатанные в прологах, и в том был про­ворен, а при том имел у себя глубокую память. Когда какое житие или слово прочитает, после пения расска­зывал сидящим в трапезе старичкам сокращенное на словах обстоятельно». В 1725 г. Ломоносову попались две книги: «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого.

Магницкий, преподаватель математических и навигационных наук первой светской навигационной школы, открытой Петром I, в 1703 г. написал книгу под названием «Арифметика». Это была книга, содержащая в себе руководство по математике, а также но некоторым вопросам естествознания вообще: по астрономии, физике, географии и т. д.

Обе эти книги, которые Ломоносов называл «вратами учености», произвели на него большое впечатление. У него возникло необычно сильное желание глубже познакомиться с современной ему наукой, и прежде всего с естествознанием. Однако на родине это желание было невыполнимо.

Поблизости в Холмогорах находилась Славяно-латинская школа. Это было духовное учебное заведение. К тому же людей «подлого» происхождения, т. е. детей крепостных, в нее не принимали. И Ломоносов решил уйти учиться в Москву. Это он осуществил в 1730 г.

Прибыв в Москву, он подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение. Ему пришлось скрыть свое происхождение и назваться сыном Холмогорского дворянина, так как согласно указу Синода «помещиковых людей и крестьянских детей, также непокорных и злонравных, отрешить и впредь таковых не принимать».

Славяно-греко-латинская академия, в которую был зачислен Ломоносов, являлась чисто духовным учебным заведением. Студенты на младших курсах изучали латинский язык, географию, историю, катехизис и арифметику, на старших курсах — стихотворство, красноречие, философию и богословие. Конечно, в Спасских школах, как еще называли Славяно-греко-латинскую академию, естествознание, по существу, не изучалось. Если и сообщались некоторые сведения из естественных наук, то они излагались по Аристотелю. Преподавание носило схоластический, средневековый характер.

В течение одного года Ломоносов прошел сразу три класса. За это время он в совершенстве изучил латинский язык, необходимый для овладения наукой. Однако того, чего он искал — естественнонаучных знаний, Славяно-греко-латинская академия дать ему не могла. В 1734 г., прослышав об учености духовной академии в Киеве, Ломоносов добился поездки туда. Но и в Киевской академии он не смог получить желанных ему знаний. Вот как пишет по поводу обучения Ломоносова в Киеве академик и непременный секретарь Академии наук Штелин: «Заиконоспасская библиотека (Славяно-греко-латинская академия. — Б. С.) не могла насытить жадности его к наукам; — прибегнул к архимандриту с усиленной просьбой, чтобы послал его на один год в Киев учиться философии, физике и математике, но и в Киеве; против чаяния своего, нашел пустые только словопрения Аристотелевой философии: «не имея же случаев успеть в физике и математике, пробыл там меньше года». Глубокое разочарование и одновременно тяжелое материальное положение характерны для этого периода жизни Ломоносова.

В 1735 г. произошло событие в жизни Михаила Васильевича, давшее полное удовлетворение всем его желаниям. В этом году по распоряжению Сената из Московской Славяно-греко-латинской академии в Петербург были вызваны двенадцать лучших студентов для обучения их в академическом университете и подготовки из них ученых для Петербургской Академии наук.

Среди этих двенадцати студентов был и Ломоносов. В Петербургской Академии наук он пробыл восемь месяцев, а затем для прохождения дальнейшего обучения был направлен за границу.

За границей Ломоносов сначала обучался естественным наукам — физике, химии и др., а также математике в Марбурге у известного тогда ученого и философа, ученика Лейбница Христиана Вольфа, а затем переехал в Фрейбург, где его образованием руководил ученый и инженер Генкель. У Генкеля Ломоносов занимался изучением металлургии и горного дела. В конце пребывания Ломоносова за границей с ним чуть не произошло несчастье. Он был завербован в Прусскую армию, однако ему удалось бежать. В 1741 г. он наконец вернулся в Петербург, в Академию наук, где протекала вся его дальнейшая научная и общественная деятельность.

Академия наук в Петербурге была создана в 1725 г. по указу Петра, но уже после его смерти. Это было первое научное учреждение в России.

Если на Западе, в Италии, Франции, Англии, Германии, в XVIII в. уже существовали академии, а еще раньше во многих городах Европы возникли университеты, то в России до реформ Петра не было ни академий, ни университетов. В экономическом, политическом, культурном отношениях Россия отставала от Запада. Это отставание резко ощутил Петр и свою кипучую деятельность направил на его ликвидацию. В частности, он хорошо понимал необходимость развития в России науки и прежде всего естествознания.

«…Тогда усмотрел   ясно, — писал о Петре Ломоносов, — что ни полков, ни городов надежно укрепить, ни кораблей построить и безопасно пустить в море, не употребляя математики, ни оружия, ни огнедышащих махин, ни лекарств поврежденным в сражении воинам без физики приготовить, ни законов, ни судов правости, ни честности нравов без учения философии и красноречия ввести и, словом, ни во время войны государству надлежащего защищения, ни во время мира украшения без вспоможения наук приобрести невозможно». Здесь Ломоносов совершенно правильно за исключением, может быть, «честности нравов» и «судов правости» объясняет интерес, который был проявлен Петром к науке.

Решая задачу развитая науки в России, Петр I пришёл к выводу о необходимости организации собственной Академии наук, способной и «производить науку» и распространять знания среди русского народа. Петербургская Академия наук сразу же завоевала себе авторитет «знатнейшего» научного учреждения. С самого начала ее членами были крупнейшие ученые того времени, в том числе Эйлер и Даниил Бернулли. Однако среди академиков не было русских, все они были иностранцы, приглашенные из-за границы. В связи с этим одной из насущнейших задач Академии была подготовка национальных кадров ученых. Для этой цели при Академии были созданы гимназия и университет. Для этой же цели были посланы за границу молодые люди для обучения. Среди них был и Михаил Васильевич Ломоносов.

Попав сначала в Петербург в Академию наук, а затем за границу, Ломоносов сумел, наконец, удовлетворить свою жажду к познанию и овладеть современной ему наукой. При этом, однако, он увидел, что, хотя эта наука резко противопоставила себя схоластике, тем не менее в ней не было единства. В ней существовали разные течения, разные взгляды на основные вопросы естествознания. Ломоносов был поставлен перед выбором. Он должен был решить для себя, к какому научному направлению ему примкнуть.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.