Еще в студенческие годы и в Гейдельберге Менделеев столкнулся с необходимостью чрезвычайно точных измерений. Особая точность требовалась в его гейдельбергских работах по капиллярности. Здесь приходилось специально калибровать стеклянные трубки, чтобы достигнуть равенства их диаметров, а вследствие этого — и точного результата опытов.

Обращаясь к каждой новой исследовательской работе, Менделеев прежде всего обеспечивал себя необходимым точным инструментом и по возможности наиболее чистыми реактивами. За помощью он шел к лучшим мастерам и механикам, заказывал им приборы, часто по собственным эскизам. Многие приборы служили ему десятилетиями.

Важным делом Дмитрий Иванович считал контроль и выверку инструмента и приборов — только с правильным прибором можно избежать большой погрешности.

И конечно, в Менделееве проснулся настоящий метролог-исследователь, когда он стал точнейшим образом определять поправки на взвешивание тел в воздухе — находить абсолютную массу. Он разработал для этого оригинальный метрологический способ. Эталоном служил большой стеклянный или легкий металлический запаянный шар с известной истинной массой. Хранился шар в футляре тех же весов, на которых производилось взвешивание, в тех же условиях, что и взвешиваемое тело. По изменению массы этого шара в воздухе от изменения барометрического давления, температуры и других условий определялась, одним лишь взвешиванием шара, плотность воздуха, после чего и вводилась поправка.

В течение всей жизни Менделеев сохранил в себе требовательность к точности и чистоте эксперимента, которые, как важнейшие качества, он развил и воспитал в своих учениках и последователях.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.