В 1888 году экспедиция ученых, работавшая на борту исследова­тельского судна "Альбатрос" в районе Чили, подняла тралом с глубины 2000 метров неожиданно крупную рыбу. Сохранилась фо­тография, на которой видна рыба удлиненной, несколько прими­тивной формы, с двойным спинным плавником. Она, по-видимому, была около 1,5 метра длиной, а возможно, и немного длиннее. Больше о ней почти ничего не известно, потому что один из матро­сов судна, прибирая палубу, выкинул рыбу за борт.

В 1959 году исследовательское судно, работавшее к западу от мыса Доброй Надежды, подняло с тралом личинку морского угря длиной более 1,8 метра. Нормальная длина личинки известного нам морского угря составляет на этой стадии развития 5 — 7 сан­тиметров, а взрослый угорь достигает полутораметровой длины. Какой же длины достигает угорь, если у него чуть ли не двухмет­ровая личинка? Может быть, где-то в глубинах океана живут угри длиной метров тридцать?

Но, вероятно, самое поразительное открытие в этом отношении было сделано в 1938 году, когда в Индийском океане на глубине 75 метров поймали рыбу, весившую больше 55 килограммов. Относилась она к отряду кистеперых рыб (Crossopterygii), обитавших в океане в девонский период. Эту рыбу назвали латимерией, или целакантом (Latimeria chalumnae); впоследствии было поймано еще несколько таких же рыб. Крупные экземпляры этого вида весят до 80 килограммов и выше, а длина их составляет более 1,5 метра. За прошедшие 300 миллионов лет этот вид мало изме­нился: тело у целакантовых широкое и толстое, зубы конические, очень острые, а кожа покрыта мощной чешуей. Поимка целаканта — залог того, что в наших сетях и тралах появятся и другие, совершенно не известные науке рыбы.

В глубоководных районах Мирового океана явно обитают неиз­вестные животные довольно крупных размеров; возможно, неко­торые из них относятся к известным видам, а другие наверняка науке неизвестны. Рыболовы-спортсмены, которым случалось удить рыбу в глубоководных районах возле Бимини, хорошо зна­ют, что какие-то живущие там рыбы или животные регулярно срывают наживку с крупных крючков. Лет двадцать назад Ро­берт Мензис, известный океанограф, представил весомое свидетельство существования какого-то крупного и сильного животного во впадине Милн-Эдвардс у западного побережья Южной Аме­рики: доктор Мензис забросил в глубину полуметровый стальной крюк, на который был насажен кальмар длиной почти в метр; и кто-то, прячущийся в глубинах сорвал наживку и сильно погнул крюк.

Был ли это гигантский кальмар? Или огромная акула? Или угорь-великан, личинки которого достигают чуть ли не 2 метров в длину? Или какое-то животное, которое по логике вещей должно было исчезнуть в конце мезозойской эры, но почему-то задержалось в глубинах океана?

По-видимому, если какой-нибудь дракон и будет обнаружен в океане, он окажется все же знаком биологам. Основные направления эволюции изучены довольно подробно, и мало вероятно, чтобы биология упустила что-либо существенное в этом отноше­нии. Возможно, морской дракон уже известен нам в уменьшенном, так сказать, удобном для обращения варианте.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.