Рано утром 17 июля 1925 года небольшая группа людей направилась к эллингу Ленинградской военно-воздухоплава­тельной школы. Пока красноармейцы вытаскивали пыльную резиновую оболочку аэростата и заполняли ее сначала воздухом — для проверки, а затем газом, ясная утренняя погода ус­пела заметно испортиться.

Наконец, корзина подвешена. В нее забираются два чело­века — пилот и наблюдатель — А. А. Фридман. Начальник школы Кориллов дает им последние напутствия и инструкции, затем желает успешного полета.

В 7 часов 10 минут шар устремился ввысь, в совсем уже пасмурное небо.

Шару не угрожало столкновение с самолетами — они лета­ли тогда очень редко. В те времена еще не было диспетчеров Аэрофлота с их бесчисленными телефонами, разрешёнными воздушными коридорами.

Высоко над людьми простирался пустынный океан атмос­феры. Лишь редкие смельчаки поднимались туда. Эпоха мас­сового покорения воздуха была еще впереди.

На высоте 230 метров шар вошел в облака, а когда альти­метр показал 450 метров, земля совершенно скрылась из ви­ду. В течение всего остального полёта она уже не открыва­лась взору аэронавтов.

Вот что писал потом наблюдатель:

«Любопытны ощущения и переживания в облаках. Полная изолированность. Сначала, правда, доносятся с земли звуки «быта»: гудки паровозов, звонки, пение петухов, лай собак и т. п. Когда эти звуки слышишь, чувствуешь себя уютнее, но вскоре и эти звуки пропадают. Наступает мертвая тишина...»

В наши дни, спустя почти сорок лет после того, как были написаны эти строки, легко позавидовать первым покорите­лям воздуха. Ведь путешествуя на ТУ-104, мы пересекаем воздушное пространство, а они плавали в воздухе. Им была знакома величественная тишина неба, они в полной мере ощу­щали восторг и возбуждение, внушаемые опасностью и неиз­веданностью.

Впрочем, и пилот, и его спутник были весьма сдержанны­ми людьми и упоминали о своих эмоциях, возникавших при высотном полете, лишь настолько, насколько это могло приго­диться другим аэронавтам. И все же бесстрастные и скупые слова отчетов говорят о том, что путешественникам не раз пришлась глядеть в глаза смерти.

Из отчета пилота:

«На высоте 2000 метров решили первые серии задач: изме­рили аккомодацию глаз... После одного часа двадцати минут полета в тумане на высоте 2350 метров начался дождь, резко ударявший в лицо и отяжелявший аппарат.

Начинаем снижаться, но, не пожалев балласта, вырываем­ся из дождевых туч и идем выше. Находясь, над дождевыми облаками и входя в снеговые на высоте 2650 метров, берем первую пробу воздуха для определения содержащихся в нем микробов в склянку, наполненную бульоном из желатина...

Высота 4000 метров — принялись за медицинские исследо­вания (проверка внимания, измерение пульса и аккомодации и т. д.). На высоте 4100 метров решаем третью серию задач. Все время идем в облаках. Положение не улучшается...

10 часов 19 минут — высота 5200 метров. Начинаем понем­ногу выходить-из третьего слоя облаков; шар то выйдет, то опять скроется в верхних гребнях облаков. Слышен какой-то странный звук, напоминающий удар в барабан, повторивший­ся с перерывами три раза. Ну, думаю, не рвется ли сеть или же расправляется оболочка... Плохо дело, если мое первое предположение оправдается, и сеть, не вынеся натяжения, выпустит освободившийся шар вверх, а мы камнем пойдем на землю.

Не говоря о возможности опасности своему спутнику, да­бы не беспокоить его преждевременно, привязываю на всякий случай клапанную веревку к обручу».

Однако наблюдатель и сам понял, чем грозят внезапные удары: «...тишина прерывалась у нас иногда странными звука­ми — будто бы кто-то по аэростату, как бы барабану, палкой бил, — сначала думалось, что это сетка рвется, но потом ока­залось, что это расправлялась материя».

Снова предоставим слово пилоту:

«10 часов 30 минут. Высота 5500 метров. Идем на границе верхнего слоя облаков. Решаем еще одну серию задач... Не ус­пели произвести указанную операцию, как колоссальный взрыв потряс воздух. Взглянув вверх, мы увидели, как боль­шие клубы дыма окружили оболочку, которую стало совершенно не видно. В одно мгновение мелькнула мысль: «горим», но тут же подсознание подсказало, что и в этом случае надеж­да на спасение есть: отрезать уздечку аппендикса, выбросить весь балласт и с грехом пополам, а все же добраться до земли живыми.

Прошло еще мгновенье... Вниз не падаем... дым рассеялся и мы устанавливаем, что от чрезмерного давления разорвался самый большой мешок с кислородом, но это казалось пустя­ком в сравнении с представлявшейся опасностью, и нас в пер­вый момент не очень огорчила потеря изрядного количества кислорода.

Только что пережитый ужас инстинктивно подсказывал желание идти выше и выше, подальше от облаков, туда, где ме­нее возможны грозы».

А. А. Фридман описал этот страшный эпизод еще лаконич­нее:

«Пока мы возились с вдыханием кислорода, произошло не­счастье. Среди полной тишины раздался оглушительный взрыв, мы взглянули наверх и видим, что аэростат весь оку­тан дымом. Сейчас же мелькнула мысль: «горим», шансов на спасенье в этом случае очень мало. Потом дым рассеялся и мы увидели, что наш «кислородный сундук» лопнул. Произо­шло вот что: на высоте, где давление мало, кислородный сун­дук расперло и разорвало, газ (влажный) вырвался на сво­боду, охладился, и влага конденсировалась в виде облака, ко­торое мы приняли за дым. Установив, в чем дело, мы облег­ченно вздохнули, хотя запас кислорода значительно умень­шился, и долго держаться на высоте было очень трудно».

Аэронавты использовали подъемную силу шара до самого конца, постепенно выбросив весь балласт. На высоте 7000 мет­ров и выше они пробыли больше двух часов. «Горная болезнь» причиняла им большие страдания. Наблюдатель требовал, чтобы имеющимся в распоряжении остатком кислорода ды­шал пилот, так как последний «был сильнее, мог лучше вы­нести недостаток воздуха и именно ему, умеющему управлять шаром, надо было сохранить максимальную свежесть».

После 10 часов 20 минут трудного и опасного путешествия аэростат опустился в одной из глухих деревень Новгородской губернии, в 100 километрах от ближайшей железнодорожной станции. Несмотря на исключительно тяжелое физическое со­стояние во время полета — его участники на большой высоте время от времени погружались в глубокие обмороки, — пилот и его спутник собрали большой материал. Кроме того, ими был установлен всесоюзный и всероссийский рекорд высоты подъема — 7400 метров. Предыдущий рекорд равнялся 6400 метров и был установлен в 1910 году.

Пилот, управлявший шаром, стал впоследствии Героем Со­ветского Союза. Его звали Павел Федорович Федосеенко. В 1934 году вместе с Васенко и Усыскиным он совершил беспримерный подъем на 22 километра. На этот раз подвиг окончил­ся трагически — гондола стратостата «Осоавиахим-1» стала железным гробом для трех отважных.

Ровно через два месяца после рекордного полета на аэро­стате А. А. Фридман умер от брюшного тифа в ленинградской больнице в возрасте 37 лет.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.