Работу Ома «Теоретические исследования электрических цепей» после ее выхода в свет оценили только его ближайшие друзья и единомышленники — Поггендорф, Фехнер, Пфафф и др. Однако эта горстка людей не могла разрушить ту стену непонимания, которая существовала между ними и остальным миром. В 1831 г. Фехнер в работе «Измерения гальванической цепи» описал опыты, поставленные с целью проверки справедливости соотношения, найденного Омом. Результаты исследований Фехнера блестяще подтвердили закон Ома. Более того, Фехнер нашел возможным распространить этот закон на внутренний ток батареи.

Ом знал о работах Фехнера, вел с ним переписку относительно уточнения некоторых частностей. По обоюдному согласию они отказались полемизировать на страницах печати, разрешая все спорные вопросы в личной переписке. Но результаты Фехнера не означали всеобщего признания: этот единичный факт подтверждал правоту ученого, но только и всего. Настоящее признание пришло к Ому лишь после того, как его труды были достойно оценены за рубежом. Германия была последней страной, признавшей ученого.

Раньше всех из зарубежных ученых закон Ома признали русские физики. Уже в 1832 г. Э. X. Ленц (1804 — 1865) применил закон Ома в первом количественном исследовании электромагнитной индукции. Затем в 1835 г. Б. С. Якоби (1801 — 1874) в трактате «О применении электромагнетизма для приведения в движение машин» писал: «Теория, предложенная Омом... так проста и настолько хорошо согласуется со всеми явлениями, происходящими в гальваническом элементе, что я не поколебался принять ее и положил ее в основу моих работ по конструированию моего магнитного аппарата». Через три года в работе «О законах электромагнитов», написанной Якоби совместно с Э. X. Ленцем, русские ученые вновь отмечали справедливость полученного Омом закона. «Основой для расчета элементов гальванической цепи, — писали они, — является закон Ома, получивший строгое и многократное подтверждение в прекрасных работах других физиков; он, как известно, выражается формулой

где F — сила тока, А — сумма действующих в цепи электродвижущих сил, L — полное сопротивление самой цепи, а l — сопротивление включенного в нее проводника…»

Через два года в письме к Фарадею Якоби писал: «...Я не могу не сделать замечания, что испытания, которыми сейчас занимаются, дали бы гораздо более плодотворные результаты для науки и для ее приложений, если бы они сопровождались точными измерениями, которые можно было бы вычислить по формулам Ома». Якоби считал теорию Ома весьма плодотворной и способствующей «успехам науки и открытию значительно большего числа важных фактов... Но, к сожалению, недостаточно известной в Англии. Я не думаю, чтобы принцип, из которого она (теория Ома. — В. К.) вытекает, был свободен от всяких возражений, но я знаю, что простые формулы, которыми она пользуется, объясняют все явления гальванизма, — даже те, которые сначала кажутся наиболее странными».

Выступая на собрании Академии наук 29 января 1841 г., Якоби вновь с высокой трибуны пропагандирует открытия Ома. «Я с удовольствием воспользовался этим случаем, — заявил в начале доклада Якоби, — для того чтобы высказаться по поводу теории г-на Ома, которую, как мне кажется, можно рассматривать как один из самых замечательных успехов в этой области физики. Она собирает большое число фактов под одним углом зрения; она объясняет очень хорошо все явления, относящиеся к силе гальванического тока; наконец, эта теория была подтверждена и расширена наиболее выдающимися физиками. Закон Ома, известный в Германии в течение тринадцати лет, начинает распространяться в Англию и даст, как я надеюсь, новое направление ревностным экспериментаторам этой страны. Во Франции этот самый закон через десять лет после его опубликования объявляется новым открытием и принимается как таковое».

И Ленц, и Якоби не только пропагандировали открытие Ома, но и использовали его в своих работах. Более того, они неоднократно выступали против тех экспериментаторов, которые в своих исследованиях приходили к выводам, противоречащим закону Ома.

В 1842 г., после того как работа Ома была переведена на английский язык, пришло первое официальное признание заслуг ученого. 5 мая 1842 г. Лондонское Королевское общество наградило его золотой медалью и избрало своим членом. Награждение Ома было важным актом для его международного признания: Ом был вторым ученым Германии, удостоенным такой чести. В протоколе заседания Королевского общества было записано: «В своих трудах доктор Ом установил закон электрической цепи. Он показал, что обычные путаные различия между силой и количеством — необоснованны и все выводимые из этого положения объяснения закона совершенно ложны. Он доказал теоретически и экспериментально, что действие одной цепи равно сумме электродвижущих сил, деленной на сумму сопротивлений, и что если это частное для любых двух токов — вольтова и термоэлектрического — одинаково, то ее действие остается одним и тем же. Кроме того, он нашел способ с точностью определять отдельные сопротивления и электродвижущие силы в цепи. Эти исследования пролили немалый свет на теорию электрического тока».

Большую роль для признания в Англии работ Ома сыграли русские физики. Это подтверждает заключительная часть цитированного протокола, где говорится, что «самые выдающиеся ученые этой эпохи — Гаусс, Ленц, Якоби — с успехом пользовались законом Ома». Правда, к чести самого ученого следует сказать, что он не переоценивал своих заслуг в установлении закона электрических цепей. Со свойственной ему скромностью он писал: «Я чувствую, что такое отличие является слишком большим за работу, которая в то время была выполнена только в общих чертах».

Наиболее старательным пропагандистом идей Ома и его верным сторонником в Англии был Ч. Уинстон (1802 — 1875), известный автор мостовой схемы. Несмотря на то что идея этой схемы была высказана раньше Уинстона, авторство принадлежит последнему, так как только он теоретически обосновал и рассчитал этот метод, используя для этой цели закон Ома, тогда как его предшественники обосновывали возможность использования этой схемы скорее интуитивно, чем научно.

Очень эмоционально отозвался о заслугах немецкого ученого его американский коллега Дж. Генри (1797 — 1878). «Когда я первый раз прочел теорию Ома, — писал он, — то она мне показалась молнией, вдруг осветившей комнату, погруженную во мрак».

Любопытный казус произошел с французским ученым М. Пулье. Хотя на французский язык работа Ома полностью была переведена только в 1860 г., однако отдельные части его теоретических рассуждений были переведены вскоре после их публикации в Германии. Пулье, ознакомившийся с теоретическими исследованиями Ома, решил экспериментально проверить соотношение, установленное немецким ученым, не зная о его предшествующей экспериментальной работе. Естественно, результаты Пулье были положительными. После того как Пулье опубликовал свои данные по проверке закона Ома, этот закон был принят французскими физиками и получил название закона Пулье. Впоследствии Пулье безоговорочно признал приоритет Ома.

В Италии закон Ома первым из ученых принял и настойчиво пропагандировал известный физик Карло Маттеуччи (1811 — 1868).

Признанию работ Ома способствовали и исследования, проводимые с целью опровергнуть его открытие с помощью более чувствительной аппаратуры. Его соотечественник Р. Кольрауш (1809 — 1858) в 1848 — 1849 гг., проводя измерение напряжения на полюсах гальванической батареи с помощью изобретенного им электрометра, пришел к тем же результатам, что и Ом более 20 лет назад. Г. Кирхгоф без колебаний принял закон Ома и положил его в основу своих известных работ по разветвленным цепям. Но даже еще в 1852 г. французский физик М. Депре (1843 — 1918) писал, что «закон Ома никак не представляет собой точного выражения фактов»1, хотя в это время уже весь ученый мир, без каких-либо сомнений, пользовался формулами, установленными Омом.

 

  • 1. В 1852 М. Депре было всего лишь 11 лет. Его отношение к закону Ома всего лишь юношеский максимализм. — Прим. админа.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.