Родина ученого, как уже отмечалось, была последней страной, признавшей его заслуги. Почти двадцать лет ученый жил в ожидании этого факта. В 1845 г. его избирают действительным членом Баварской академии наук. В 1849 г. шестидесятилетнего ученого приглашают в Мюнхенский университет на должность экстраординарного профессора. В этом же году указом короля Баварии Максимилиана II он назначается хранителем государственного собрания физико-математических приборов с одновременным чтением лекций по физике и математике (рис. 11).

Кроме того, в это же время его назначают референтом по телеграфному ведомству при физико-техническом отделе Министерства государственной торговли.

Но, несмотря на все поручения, Ом и в эти годы не прекращал занятия наукой. В мюнхенский период Ом занимался научной работой в области, далекой от его прежних увлечений. Не прерывая педагогической деятельности, он экспериментально и теоретически исследовал и объяснил наблюдаемое с помощью одноосных кристаллов явление интерференции плоскополяризованного света. Результаты этих исследований были им оформлены в двух статьях, общим объемом свыше ста страниц. Однако завершение этих работ не принесло радости ученому. Оказалось, что все его выводы, по крайней мере в главном, не новы, а уже открыты и опубликованы норвежским физиком Лангбергом. Ом был очень расстроен таким совпадением случайностей, но сумел перебороть себя и правильно воспринять случившееся. Во введении ко второй работе он писал: «Я не знаю, радоваться я должен или печалиться, что не заметил эту интереснейшую статью». И здесь можно понять Ома: его классические исследования очень удачно дополняли результаты Лангберга.

Кроме чисто исследовательской работы, Ом много времени уделял демонстрационному эксперименту, Не довольствуясь имеющимся оборудованием, он сам разрабатывает установки, которые позволяли бы четко и эффективно показать то или иное явление. Результаты одной из своих демонстрационных разработок ученый изложил в статье «Описание одного простого и легкого в изготовлении прибора для постановки демонстрации по интерференции света». Сконструированная им установка позволяла очень эффектно демонстрировать это оптическое явление, не требуя при этом дорогого лабораторного оборудования и высокого экспериментаторского мастерства у демонстратора.

Даже в преклонном возрасте Ом не прекращал научных исследований. Сам факт появления научных публикаций в эти годы говорит о том, что ученый мог бы сделать много больше, если бы ему были созданы благоприятные условия в годы его творческого подъема.

Наряду с научными исследованиями в продолжение всей жизни Ома волновали вопросы методики преподавания. Примечательно в этом отношении то, что его первая печатная работа была посвящена решению именно этих вопросов. Не менее примечательно и то, что его последняя работа также носит методический характер. В последние годы, когда к ученому уже пришло запоздалое признание, один из издателей, И. Л. Шрагг, предложил ему написать учебник физики. У Ома и раньше была такая мысль, он неоднократно возвращался к ней, но время и обстановка сдерживали его. После признания его работ Лондонским Королевским обществом Ом, получив огромную моральную поддержку, снова возвращался к этой мысли, но большая загруженность педагогической и административной работой не позволяла ему всерьез взяться за дело. Однако учебник был все-таки создан и в этом «повинна» создавшаяся обстановка.

Аудитория, в которой Ом читал свои лекции, была предназначена для преподавания гуманитарных дисциплин, и физики оказались в ней просто по счастливому недоразумению. Столы для записи лекций отсутствовали, и студенты могли только слушать лекции, не составляя конспектов. Для того чтобы студенты могли успешно приготовиться к экзаменам, Ому пришлось согласиться на создание учебника. Учебник был создан и размножен литографским  способом.  Таким образом, неподходящая аудитория явилась тем последним толчком,   который   вызвал   к   жизни этот учебник.

Учебник физики был задуман Омом как капитальный труд. Об этом говорил на юбилейном заседании, посвященном Г. С. Ому, Е. Ломмель в 1889 г. Из его выступления следует, что Ом в своем учебнике хотел описать все тепловые, оптические и электромагнитные свойства тела, исходя из формы, величины и характера взаимодействия атомов, составляющих это тело. В окончательном виде этот труд должен был быть тем же для микрокосмоса, чем являются ньютоновы «Начала» для макрокосмоса. Однако завершить свою фундаментальную работу Ом не смог. Из всего задуманного он издал только первый том «Вклад в молекулярную физику». Все вопросы этого тома рассмотрены с привлечением аппарата аналитической геометрии в косоугольной системе координат.

Хотя Ом и без особого удовольствия брался за работу, но учебник был подготовлен с большой любовью к делу. Изложение было доступным, ясным, логичным. Пониманию сущности изложенного способствовали более 150 чертежей и рисунков, иллюстрирующих текст учебника. Сам он впоследствии писал, что составление учебника принесло ему не только много работы, но и много радости. После смерти ученого король Баварии предложил государственному советнику фон Герману выкупить у сестры Ома второй том рукописи под названием «Динамика образования твердого тела». Однако степень его готовности была недостаточной для публикации. Все-таки приобретенный второй том и сейчас, по-видимому, хранится, не дождавшись исследователя, в отделе рукописей Баварской государственной библиотеки.

В 1852 г. Ом получил наконец-то  должность  ординарного профессора, о которой мечтал всю жизнь. В 1853 г. он одним из первых награждается только что учрежденным орденом Максимилиана «за выдающиеся достижения в области науки». С этим орденом ученый изображен на одном из последних портретов. Но признание пришло слишком поздно. Силы уже были на исходе. Вся жизнь была отдана науке и утверждению сделанных им открытий.

Вступив в новый 1854 г., Ом почувствовал, что силы начинают покидать его. Здоровье не позволяло, как прежде, заниматься научной и педагогической деятельностью. Словно предчувствуя близкий конец жизни, Ом в предисловии к своему учебнику пишет: «Я заставлял себя работать в сложившихся условиях, быть может, ценой собственного здоровья». Описывая действие протеканий тока по проводникам — теорию Ампера, он пытается по-своему пересмотреть этот вопрос, но заключает эти рассуждения словами: «...сомневаюсь, хватит ли у меня сил, чтобы вернуться к прежним исследованиям.»

В начале 1854 г. Ом перенес сердечный приступ. Но через некоторое время оправился настолько, что смог продолжать чтение своих летних лекций. Однако его жизненные силы слабели и король Максимилиан издал указ от 28 июня 1854 г. об освобождении Ома от обязательных лекций. «Мы, принимая во внимание преклонный возраст и слабое здоровье профессора Г. С. Ома, — говорится в указе, — освобождаем его от обязательного чтения лекций по экспериментальной физике»,

В четверг 6 июля 1854 г. в половине одиннадцатого вследствие повторного удара знаменитый ученый в возрасте 65 лет скончался. В воскресенье 9 июля в пять часов после полудня он был похоронен на старом южном кладбище города Мюнхена.

Полное собрание его трудов вышло в свет почти через сорок лет после смерти ученого. Лишь в 1895 г. в Мюнхене ему был поставлен памятник. В 1939 г. на здании кельнской коллегии была установлена мемориальная доска (рис. 12), содержащая следующий текст: «Георгу Симону Ому, известному физику, который в должности учителя в старой кельнской гимназии открыл в 1826 г. основной закон электрического тока, 6 марта 1939 г. в день 150-летия со дня его рождения установлена эта памятная доска».

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.