К не совсем ясным моментам биографии Дюрера относится датировка его первого путешествия в Италию, о котором судят главным образом по его письму к В. Пиркгеймеру из Венеции от 7 февраля 1506 г. К. Шейрль, встречавшийся с А. Дюрером в 1506 г. в Болонье, писал, вспоминая об этом в 1508 г., что «недавно он вновь прибыл в Италию»1. Сомневаться в том, что Дюрер посетил Италию дважды, таким образом, не приходится. Однако вопрос о том, в какие годы состоялась первая поездка, вызвал у биографов Дюрера споры.

Многие считали вполне вероятным, что, путешествуя по Европе в 1490 — 1494 гг., он побывал и в Венеции между 1492 и 1494 гг. Эту гипотезу как бы узаконил М. Таузинг в своей капитальной монографии о Дюрере, вышедшей первым изданием в 1876 г.2. Однако большинство историков искусства не согласились с такой датировкой, и сейчас принято считать, что Дюрер в первый раз ездил в Италию в 1494 — 1495 гг.

Он проехал Австрию, пересек Альпы, сделав многочисленные путевые зарисовки (горные пейзажи, замок в Инсбруке и т. п.), и прибыл в «царицу Адриатики» Венецию, которая была целью его путешествия. Этот многолюдный приморский город, крупнейший торговый центр, соединявший Европу со странами Востока, переживал тогда пору расцвета. Еще не был открыт новый путь в Индию вокруг Африки, освоение которого положило конец экономическому господству Венеции в Средиземноморье. Нюрнберг связывали с Венецианской республикой давние торговые отношения. Богатые нюрнбергские купцы имели здесь своих представителей, которые жили в специально построенном здании — «Немецком торговом доме» («Tondaco di Tedеschi») вместе с гостями из других городов Германии — Регенсбурга, Аугсбурга, Ульма, Кельна, Базеля, Страсбурга и др. Здесь кипела деловая жизнь, заключались торговые сделки. Немецкие купцы продавали изделия из железа, меди и других металлов, меха, кожи и т. д., закупая в Венеции восточные товары и произведения искусных итальянских мастеров, в том числе дорогие ткани и изделия из знаменитого венецианского стекла3.

На Дюрера солнечная Венеция произвела впечатление не только яркостью красок и укладом жизни, столь непохожим на привычный для уроженца Нюрнберга, где еще господствовал дух средневековья. Он близко познакомился с работой венецианских художников. Самым выдающимся из них был Джованни Беллини (ок. 1430 — 1516); вместе со старшим братом Джентиле он руководил большой мастерской, в которой Дюрер, по-видимому, побывал уже в первый свой приезд. Учениками Беллини были выдающиеся живописцы Италии, в то время юные Тициан (ок. 1487 — 1576) и Джорджоне (ок. 1478 — 1510), однако нет указаний на то, что А. Дюрер когда-либо с ними встречался.

Более вероятно, что во время первого посещения Венеции он познакомился с Якопо де Барбари (ок. 1450 — ок. 1515). Сведения о Якопо де Барбари, который, несомненно, сыграл важную роль в творческой биографии Дюрера, весьма скудны. Он был уроженцем Венеции и значительную часть своей жизни работал в Италии. Ему приписывают иногда портрет математика Луки Пачоли (см. ниже); высказывалось мнение, что рядом с ним художник изобразил себя (но обычно считают, что это Гвидобальдо, герцог Урбинский, при дворе которого работал Л. Пачоли). Впоследствии Якопо де Барбари переехал в Германию и какое-то время (около 1500 г.) был связан с Нюрнбергом: в сообщении И. Нейдорфера он назван среди городских художников под именем Якоб Итальянец, у него учился Ганс фон Кульмбах, впоследствии ученик А. Дюрера4. В 1500 г. Якопо де Барбари был назначен придворным художником императора Максимилиана I, а последние годы жизни находился на службе у наместницы Нидерландов эрцгерцогини Маргариты и пользовался большим почетом5.

В одной из черновых записей А. Дюрер отметил, что этот «хороший и любезный живописец родом из Венеции» первым познакомил его с основами теории искусства, разработанными итальянскими мастерами6. Возможно, что это произошло в 1494 — 1495 гг. в Италии, откуда Дюрер вернулся уже осведомленным в учении о пропорциях человеческого тела.

Поездка в Италию научила Дюрера очень многому и дала стимул к напряженной творческой работе, которую он продолжил по возвращении в Нюрнберг.

 

  • 1. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты/ Вступительная статья, перевод и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. Л.;  М.: Искусство, 1957, т. 1, с. 197.
  • 2. См. библиография, 248.
  • 3. См. библиография,  267, с. 92.
  • 4. См. библиография, 194, с. 130 — 131.
  • 5. См. библиография, 249, с. 217 — 220.
  • 6. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты/ Вступительная статья, перевод и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. Л.;  М.: Искусство, 1957, т. 2, с. 217.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.