Дмитрий Петрович Филатов был зоологом-дарвинистом широкого профиля. Большую часть своих исследований он посвятил эмбриологии, сделавшись основателем главного направления в экспериментальной эмбриологии в дореволюционной и советской России. Имя Д. П. Филатова как автора классических научных работ было широко известно среди советских и зарубежных биологов. Он был очень талантлив, самобытен и оригинален. Многочисленные сотрудники и ученики Дмитрия Петровича всегда с огромным вниманием прислушивались к его словам. У него всегда можно было мно­гому научиться.

Для Д. П. Филатова было характерно объективное, ровное отношение к людям и науке. Занимаясь наукой, он забывал о себе, стремясь устано­вить истину. Ему совершенно чуждо было честолюбие и тем более тщеславие. Он жил интересами дела, науки, но вместе с тем был глубоко человечен, а не сух. Он был очень требователен к себе и, может быть, в меньшей степени к своим ученикам. Его критика была справедлива и не обидна, так как была доброжелательна, стремилась показать допущенную ошибку, чтобы исправить ее, но не имела ничего личного. Он облагораживал одним своим присутствием. При нем люди чувствовали себя лучше, чем обычно, причем не какие-нибудь избранники — таковых у него не было, — а все имеющие с ним дело. Врагов у него не было.

Поведение Д. П. Филатова было необычно и невольно заставляло раздумывать над тем, чем оно определяется. Он не был флегматичен или вял. Напротив, по натуре он был страстным, безудержным, но он умел побеждать могучую силу владеющих им эмоций. Было поразительно, что он совершенно не реагировал на ряд таких действий со стороны некоторых окружающих его лиц, которые прямо его задевали и могли бы легко вывести из равновесия многих других. Между тем и в других случаях, когда затрагивались какие-то важные, не касающиеся его лично вопросы, он высказывался определенно. Свои поступки он никогда не объяснял, а спросить его о том, чем они объясняются, никто не решался. И вот после смерти Д. П. Филатова тайна, окружающая строй его жизни и линию поведения, разъяснилась — она раскрылась в оставшейся после него рукописи, датированной 1940 годом. Эта работа пролежала в столе более четверти века, была забыта. Она касается важнейших сторон жизни каждого человека, и прежде всего человека будущего, человека коммунистического общества. Она может помочь во многом разобраться и помочь жить. В ней затронуты вопросы и биологические, и социальные, но в ней нет ошибки смешения этих разных явлений, нет вульгаризма.

Вполне законченная со стороны содержания, сохранившаяся рукопись осталась не вполне доработанной. Она потребовала некоторой шлифовки, которая в публикуемой версии коснулась, однако, только поверхности и ни в какой мере не затронула смысла и содержания. Эта редакторская «доводка» рукописи и подготовка ее к печати выполнена академиком Борисом Львовичем Астауровым, долгое время работавшим в лаборатории Д. П. Филатова, в некоторых отношениях его учеником и младшим товарищем.

Профессор Л.В. Полежаев

                                          *     *      *

Дмитрий Петрович Филатов (1876 — 1943) скончался в Москве во время Великой Отечественной войны, и не вполне доработанная рукопись, найденная в его архивах, несмотря на то что она представляет очень большой интерес, до сих пор не увидела света. Сейчас я ее отредактировал. Она приобрела особую злободневность в связи с публикацией статей, посвященных биологической основе этики и поведения людей. Одна из причин того, что рукопись до сих пор не увидела света, ее относительно большой объем (70 стр. машинописи) и то, что, будучи написана биологом, она вовсе не специальная биологическая статья и очень «нестандартна». Она направлена к широкому читателю и носит глубокий мировоззренческий характер.

Сам автор рукописи Д. П. Филатов — личность очень крупная и в высшей степени своеобразная. Он выходец из семьи, которая дала замечательного врача Н. Ф. Филатова, прославленного окулиста В. П. Филатова, знаменитого математика — отца русского кораблестроения, академика А. Н. Крылова, известного русского математика А. М. Ляпунова. Все это его ближайшие родственники и друзья.

Старшим его другом был выдающийся физиолог И. М. Сеченов.

Сам Филатов — типичный представитель русской прогрессивной, демократически настроенной интеллигенции. Происходя из семьи очень крупного помещика, он пошел на конфликт со своим классом, раздав (точнее, формально продав за бесценок — по 5 копеек за десятину!) свою землю крестьянам. Это было причиной тяжелого личного семейного конфликта, разрыва с женой и впоследствии своего рода отшельничества и ухода в науку и философию.

Несмотря на то что рукопись Д. П. Филатова пролежала в архивной пыли тридцать лет, она нисколько не утратила свежести ввиду глубины и оригинальности мышления автора. Именно сейчас, на фоне острого переосмысливания этических проблем человечества, было бы непростительно ее не опубликовать.

Академик  Б. Л. Астауров

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.