Вы здесь

Начало педагогической деятельности

 

Поездка к месту работы была для Ома увлекательным путешествием. Его врожденная любознательность не знает предела. Он посещает картинные галереи, промышленные предприятия, интересуется историей тех городов, через которые проходит его маршрут. Первое письмо, отправленное им домой 28 сентября 1806 г. из Готтштадта, наполнено юношескими восторгами. С изумлением ребенка описывает он липы, растущие вблизи Нейштадта. Его поражают их размеры: «шесть шагов в поперечнике, ветви длиной около сорока шагов; для того чтобы они не обломились под собственным весом, их поддерживают железными колоннами». С восторгом описывает он вид из окна своей комнаты: «Я думаю, это самое прекрасное место в Швейцарии. Из окна моей комнаты как на ладони видна цепь снежных гор Веттерхорна и Монблана, хотя в действительности до них 20 часов пути, а до Монблана и все 30...»

В первые же дни Георг обследовал окрестности, ознакомился с местными достопримечательностями. Чтобы родные могли лучше понимать все, что он описывает им в письмах, он начертил и раскрасил план окрестностей Готтштадта и выслал отцу. Готтштадт можно было называть городом с большой натяжкой, так как все его строения состояли из трех зданий: церкви, дома священника и огромного замка бывшего наместника города. Вокруг было расположено несколько деревень; по соседству же находился город Бил и маленькие городки Бюрен и Нидау.

Число учащихся частной школы священника Зеендера не превышало двадцати человек. По замыслу священника их должны были подготовить для работы на государственных и частных предприятиях. В соответствии с этим была составлена и программа. Педагогический персонал представляли четыре преподавателя и чертежник.

Зеендер, кроме дома, предназначенного для священника, занимал купленный им замок и, таким образом, был единственным хозяином города. В первом этаже замка были расположены кабинет директора, столовая и хозяйственные помещения. На втором — комнаты для преподавателей, четыре спальные комнаты для воспитанников и одна учебная комната.

Ому нравилось здесь все. Он расточает восторги, описывая своих будущих воспитанников, с легкостью раздает лестные эпитеты, характеризуя сотрудников, с которыми ему предстоит делить педагогические заботы, и превозносит заслуги директора школы Зеендера. «Как я рад быть среди этих людей!» — заканчивает он свое первое письмо. Полудетские восторги Ома можно понять. Необычная обстановка, начало самостоятельной жизни, первые шаги на педагогическом поприще — эта новизна возбуждала чувства и без того эмоционального юноши. Кроме всего прочего, Ома вдохновляли некоторые практические соображения: помочь отцу в его бедственном положении рассчитаться с долгами, на которые пришлось пойти, собирая сына в дальнее путешествие.

После резкого разговора с сыном по поводу прекращения университетских занятий и отъезда в Швейцарию отец почти год не отвечал на его письма. В двух первых письмах даже обращение «отец» он так жирно зачертил, что ничего нельзя было разобрать, а в третьем и вообще, вырезал, не читая писем. Огорчение и обида отца были очень велики. Позже он объяснял это состояние не гневом отца на непослушное чадо, а крушением всех надежд, который тот возлагал на старшего сына, и сознанием собственного бессилия.

Но хорошие вести постепенно успокоили родителя. Ободряющие отзывы директора школы, хорошая зарплата, серьезность вопросов и рассуждений, которыми были заполнены письма Георга, убедили отца, что сын сделал правильные выводы из семейного конфликта. С 1807 г. между отцом и сыном устанавливается регулярная переписка. В письмах отец и сын делятся своими соображениями по всем важным вопросам, касаясь человечества в целом и современности, обмениваются задачами и решениями из области математики и физики.

Георг не только преподает, но и продолжает заниматься естественными науками. Отец поощряет эти занятия: «Я радуюсь, что ты прилежно изучаешь природу, к которой я отношу математику, физику, химию и философию. Я всей своей жизнью убедился в том, что никто не сможет дать более полных знаний, чем сама природа».

Большое внимание отец уделял и педагогическому мастерству. Он постоянно подбадривал сына и давал ему советы, основываясь на собственном жизненном опыте. Главная мечта отца — не допустить остановки сына на жизненном пути, не дать ему успокоиться на достигнутом. «Передавать знания человечеству — это большое искусство, — пишет отец в письме от 1 октября 1809 г., — но еще большее искусство учить самого себя». Эта мысль отца, по-видимому, глубоко запала в душу молодого учителя и вызвала внутреннее неудовлетворение существующим положением вещей. Это заметно по тону и содержанию его писем. Со временем эмоции все реже и реже встречаются в его сообщениях. Первые восторги улеглись. Будни с их однообразием начинают тяготить Георга. Он готов оставить работу, для того чтобы продолжить обучение в университете, и сообщает об этом отцу.

В этот год его мечте так и не суждено было осуществиться. Отец, описывая положение в городе, с горечью сообщает старшему сыну о невозможности и несвоевременности этого шага. Отец был бы рад приезду сына, но обстоятельства того времени не способствовали их встрече. Наполеоновские солдаты хозяйничали в городе.

Постои солдат, постоянные реквизиции и поборы разоряли и без того бедных ремесленников. Университет представлял собой жалкое подобие высшего учебного заведения; приема новых студентов не было уже несколько лет и мечты молодого учителя были напрасны. Да и бросать хорошо оплачиваемое место было неразумно в то время, когда, как писал Мартин, в семье не хватало денег на хлеб и на почтовые расходы.

Но в 1809 г. Георгу Ому все-таки пришлось оставить преподавание в Готтштадте, правда, не по своей воле: неожиданно к священнику возвратился на постоянное жительство его сын, математик по специальности. Георгу было предложено освободить место и принять приглашение на должность преподавателя математики в город Нейштадт. Другого выхода не было, и к рождеству он перебрался на новое место.

Мечта закончить университет не покидает Ома. Он перебирает все возможные варианты, способствующие осуществлению его желаний, и делится своими мыслями с Лангсдорфом, который в это время работал в Геттингенском университете. Профессор категорически отсоветовал Ому бросать педагогическую деятельность и, зная его способности к самостоятельной работе, настойчиво рекомендует ему вплотную заняться изучением оригинальных трудов выдающихся ученых: Эйлера, Лапласа и др. Ом прислушивается к совету профессора и полностью отдается изучению работ, рекомендованных Лангсдорфом.

Однако Ом тяжело переживает оторванность от дома, от родины и, не выдержав одиночества, в 1811 г. возвращается в Эрланген. Советы Лангсдорфа не пропали даром: самостоятельные занятия Ома были настолько плодотворными, что он уже в этом году смог закончить университет, успешно защитить диссертацию и получить степень доктора философии. Сразу же по окончании университета ему была предложена должность приват-доцента кафедры математики этого же университета.

Преподавательская работа вполне соответствовала желаниям и способностям Ома. Но, проработав всего три семестра, он по материальным соображениям, которые почти всю жизнь преследовали его, вынужден был подыскивать более оплачиваемую должность.

С этого времени начинается черная полоса в жизни будущего ученого, которая затянулась почти до последних лет его жизни. Как пишет один из биографов Ома, начинается первый акт трагедии, которая затем в 1827 г. найдет свое продолжение.

Уроженец Эрлангена И. С. Швейггер, в будущем друг и издатель Ома, с 1803 г. занимал должность профессора физики и математики в гимназии Байрета. В 1811 г. он был приглашен на ту же должность в реальное училище Нюрнберга. Узнав об этом, Ом начал хлопотать перед администрацией, ведавшей вопросами преподавания, добиваясь этой вакансии. В письме генерал-комиссариату Баварского королевства от 11 ноября 1811 г. он излагает просьбу включить его в число претендентов на освободившееся место, мотивируя свою просьбу желанием «отдать свои силы и способности родине, а не растрачивать то и другое на чужбине». Но все было напрасно: Ом получил ничем не обоснованный отказ.

Однако будущий ученый не падает духом. Он снова пишет письмо, теперь уже в отдел школ Баварского королевства, в котором излагает свою просьбу о должности, соответствующей его знаниям и опыту. На этот раз судьба оказалась к нему благосклонной. Отдел школ переслал это письмо проректору Эрлангенского университета А. Ф. Поссе и запросил у него отзыв об Оме как педагоге. Поссе знал Ома по отзывам Лангсдорфа, знал о заслугах отца в его математической подготовке, слышал благоприятные отзывы преподавателей и студентов Эрлангенского университета, с которыми он работал, и блестяще охарактеризовал просителя. Королевским решением от 16 декабря 1812 г. Ом был назначен учителем математики и физики школы в Бамберге и 2 января 1813 г. после рождественских каникул приступил к работе.

Новое место оказалось не столь удачным, как того ожидал Ом. Небольшое жалованье, к тому же выплачиваемое нерегулярно, не соответствовало объему возложенных на него обязанностей. Но не это, вернее, не только это было главным. Более всего Ома угнетало и приводило в отчаяние состояние школы, методика преподавания в ней и, как следствие, низкое качество знаний учащихся. Присмотревшись к здешним порядкам, Ом сообщает свои впечатления в Генеральный комиссариат. Указывая на недостатки, Ом одновременно предлагает ряд конкретных мер по их устранению и настаивает на реорганизации всей системы преподавания. Правительство весьма своеобразно отреагировало на письмо Ома: 17 февраля 1816 г. реальная школа в Бамберге была закрыта. Учителю математики предложили за ту же плату проводить занятия в переполненных классах местной подготовительной школы. Эта работа была еще более тягостна Ому: в его классах были собраны ученики, от которых отказались все преподаватели из-за отсутствия у школьников способностей, однако тщеславные родители желали во что бы то ни стало пристроить своих детей в университеты. Необходимо было в короткие сроки научить их разбираться в лабиринте теорем, аксиом и математических формул.

Здесь нужны были огромное терпение и выдержка и, хотя Ом обладал этими качествами, отдача была невелика, что беспокоило и расстраивало учителя. Он снова и снова обращается к администрации, ведавшей вопросами образования, с просьбой о другой работе. Но все его обращения или оставались без ответа, или ответы, полученные им, были столь уклончивы и неконкретны, что у любого на месте Ома опустились бы руки. У любого, но не у Ома.

Ом пишет не только прошения. Весной 1817 г. он публикует свою первую печатную работу, посвященную методике преподавания. Работа называлась «Наиболее оптимальный вариант преподавания геометрии в подготовительных классах». Во введении к этой работе Ом пишет о значении геометрии: «Среди других важных предметов геометрия занимает наиболее почетное место. Объект ее изучения воздействует как на чувства, так и на способности логически мыслить, что облегчает переход от созерцания к мышлению; ее чрезвычайно простое и разумное построение способствует переходу обучаемого из области восприятий в область продуктивного исследования».

В этой работе Ом осуждает холодное формальное преподавание математических дисциплин и предлагает заменить его живым и свободным с использованием новых разработанных им приемов. Самым важным Ом считает не бездумное заучивание теорем геометрии и их доказательств, а развитие в ученике воображения и способности к математическому мышлению.

Работа Ома была встречена весьма холодно. Учителя не проявляли желания перенимать методы, разработанные их коллегой. Но это не обескуражило автора: такова реакция на все новое. Проходит некоторое время, и ряд преподавателей, несмотря на весьма неодобрительный отзыв министерства, начинают использовать разработки Ома. Постепенно круг сторонников Ома расширяется. В 1822 г. то же самое министерство, сотрудники которого считали, что появление работы Ома «ознаменовало гибель всего математического учения», по настоянию кельнской консистории1 вынуждено было в экстренном порядке выдать автору денежную премию, признав тем самым значительность его работы.

Свою первую работу Ом посвятил отцу в знак признания его заслуг в математическом образовании автора. Экземпляр этой работы Ом посылает королю Баварии опять с просьбой об изменении служебного положения. И на этот раз ответа не последовало. Но Ом не отступает, он буквально атакует административные органы, имеющие отношение к образованию. Письма с приложением экземпляра его работы идут в Баварское министерство внутренних дел, в функции которого входили вопросы преподавательских кадров, в Совет высшей школы, королю Вюртемберга, прусскому королю Фридриху Вильгельму III. Но все его попытки безрезультатны. Ответы приходят, но в одних содержится прямой отказ, в других высказывается недоумение в том, что Ом претендует на должность профессора, тогда как его работа не носит научного характера, а является чисто методической.

Потеряв всякую надежду найти подходящую преподавательскую работу, отчаявшийся доктор философии неожиданно получает предложение занять место учителя математики и физики в иезуитской коллегии Кельна. Он немедленно выезжает к месту будущей работы.

 

  • 1. Церковно-административный орган в Германии.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.