После окончания учебы у М. Вольгемута Дюрер, как было тогда принято, отправился в путешествие по Европе для усовершенствования в мастерстве. Он сообщает об этом периоде своей жизни крайне скупо: «И когда я отслужил, послал меня мой отец путешествовать, и четыре года я был вне дома, пока отец снова меня не потребовал»1. Годы путешествий (1490 — 1494) были богаты впечатлениями и событиями. Молодой художник много повидал и многому научился.

Биографы пишут о маршруте А. Дюрера по-разному: одни считают, что он побывал в разных городах Германии, в Восточной Европе и даже, подобно отцу, посетил Нидерланды2; другие убеждены в том, что путь его проходил только через южнонемецкие земли. Не сохранилось документов, по которым можно детально воспроизвести обстоятельства жизни Дюрера в те годы. Точно известно, что он покинул Нюрнберг весной 1490 г.3, а в 1492 г. прибыл в Кольмар, намереваясь встретиться с прославленным немецким художником — живописцем и гравером Мартином Шонгауером (ок. 1445 — 1491), к которому у него было рекомендательное письмо от отца. Об этом свидетельствует, ссылаясь на самого Дюрера, К. Шейрль в 1515 г.4. В Кольмаре он узнал, что Мартин Шонгауер умер год назад, но братья покойного художника — золотых дел мастера Каспар и Пауль и живописец Людвиг — «любезно и дружески» встретили путешественника. По-видимому, некоторое время А. Дюрер работал в Кольмаре в мастерской Людвига Шонгауера, где освоил технику гравюры на меди. Эта новая по тому времени техника применялась прежде всего ювелирами, так как требовала особой тонкости исполнения. Ею владел Мартин Шонгауер, талантливые работы которого привлекали Дюрера, освоившего у М. Вольгемута искусство гравюры на дереве. К 1490 — 1491 и 1493 гг. относятся два автопортрета Дюрера, выполненные пером.

Базель, куда затем отправился Дюрер, в конце XV в. являлся крупнейшим центром книгопечатания и одним из важных очагов культурной жизни Европы. Для молодого художника он, несомненно, был весьма привлекательным местом. Дружеский прием здесь оказал ему четвертый брат М. Шонгауера — Георг. В Базеле Дюрер прожил довольно долго (может быть, до начала 1494 г.), выполняя заказы для знаменитых базельских типографий. Доказано, что гравюрами на дереве работы А. Дюрера иллюстрированы некоторые книги, изданные здесь в это время [См. библиография, 141]. В 1494 г. Дюрер перебрался в Страсбург (имеется упоминание о двух портретах, написанных им здесь) и в начале лета того же года вернулся в Нюрнберг.

Отец потребовал приезда сына по серьезному поводу: им были успешно завершены переговоры о браке между 22-летним Альбрехтом и 15-летней Агнес — дочерью зажиточного и именитого Ганса Фрея. В «Семейной хронике» говорится: «И когда я возвратился домой, договорился с моим отцом Ганс Фрей и отдал за меня свою дочь, девицу по имени Агнес, и дал мне за нею 200 гульденов, и сыграли свадьбу в понедельник перед Маргаритою 7 июля в 1494 году»5.

Тесть Дюрера стоял выше его отца на социальной лестнице. Богатый механик, владелец мастерской по производству точных инструментов, которыми был славен Нюрнберг, он принадлежал к патрициату и был членом Большого Совета6. Этот брак, делавший честь семье Дюреров, говорит, по-видимому, о том, что на Г. Фрея произвели впечатление успехи молодого художника. Приданое в 200 гульденов означало по тем временам значительную сумму.

К первым неделям супружеской жизни относится один из немногих портретов жены, выполненных А. Дюрером. На рисунке пером изображена симпатичная молодая женщина с детской косичкой, сидящая, подперев голову рукой в трогательной задумчивости. Внизу надпись: «Моя Агнес».

Тем же годом датируется первый автопортрет Дюрера, исполненный маслом. На нас смотрит уверенный в себе, изысканно, даже экзотически одетый юноша в нарядном головном уборе, с цветком в руке. Портрет был, по-видимому, написан в Страсбурге, и из записи на оборотной стороне, сделанной Дюрером, следует, что он считал в это время свои дела «идущими вверх».

Брак, оставшийся бездетным, не был счастливым. Через два месяца после свадьбы Дюрер отправляется один в Италию. В Нюрнберге в это время вспыхнула очередная эпидемия чумы — бедствие, периодически обрушивавшееся в то время на города Европы.

 

  • 1. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты/ Вступительная статья, перевод и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. Л.;  М.: Искусство, 1957, т. 1, с. 47.
  • 2. См. библиография, 209
  • 3. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты/ Вступительная статья, перевод и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. Л.;  М.: Искусство, 1957, т. 1, с. 47.
  • 4. Там же, с. 198.
  • 5. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты/ Вступительная статья, перевод и коммент. Ц. Г. Нессельштраус. Л.;  М.: Искусство, 1957, т. 1, с. 48.
  • 6. См. библиография, 194.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.