Жаль было бросать работу на ходу, а пришлось. Покидал Дмитрий этот уютный городок 7 февраля 1861 года, в канун исторического события в России. Уезжал с грустным настроением.

За прошедшие два года, несмотря на здешнюю дешевизну, он много задолжал. Дальнейшая работа и жизнь в Петербурге требовали новых средств.

Его настроение изменилось, когда, приехав в Петербург, он узнал о крестьянской реформе.

— Свобода! — это восторженное слово произносили при встрече его университетские друзья...

Но вскоре прогрессивные люди поняли, что освобождение от крепостного рабства, явившееся в результате военного разгрома царской России в 1853 — 1855 годах, — это только ширма для нового, более изощренного закабаления  народа.

Понимал это и Дмитрий. К тому же снова в его жизнь врывались тяжелые дни сомнений и неудач.

Университетские преподаватели, не до конца поняв значение работ молодого ученого для будущего науки, дали им не ту оценку, на которую Дмитрий рассчитывал.

Кроме того, нужда заставляла искать работу. В мае он съездил в Москву, где недавно скончался Николай Васильевич Басаргин.

Москва!.. Город добрых воспоминаний о днях ранней юности! Дмитрию очень захотелось жить и работать в старой столице. Он обошел университет, гимназии и училища. Поговорил с друзьями — однокашниками по институту. Но вакансий ему никто не предложил. Настроение несколько испортилось.

Однако весенняя Москва радовала первой зеленью и ярким солнцем. Побывал Дмитрий у родных, встретился с семьями декабристов Сергея Трубецкого и Матвея Муравьева-Апостола.

Беседы с ними оживили прекрасные воспоминания о тобольском детстве и тамошних декабристах.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.