В жизни молодого ученого и педагога началась целая эпоха, когда осенью 1861 года он вернулся в университет после заграничной командировки, готовый к чтению лекций по химии.

Однако он застал это славное учебное заведение в совершенно небывалом состоянии.

В университете поднялось волнение студентов. Виной тому стали вводимые начальством новые правила, учрежденные 31 мая 1861 года. Эти правила вносили в жизнь университета несколько серьезных изменений.

Во-первых, запрещались всякие сходки студентов. Это был прямой удар по достоинству университета — студентам запрещалось иметь и высказывать коллективное мнение.

Во-вторых, правительство, боясь, что в результате реформы 19 февраля кое-кто из простонародья попытается попасть в университет, почти ликвидировало бесплатное слушание лекций. Правила увеличили также плату за обучение.

В-третьих, для студентов вводились так называемые матрикулы — личные книжки, заменявшие паспорта. Матрикулы должны были служить и зачетными книжками, и библиотечными формулярами. Такие новоявленные «паспорта» лишали студентов последних демократических прав, превращая университет в казарму, а студентов в подчиненных инспектору солдат.

Новые правила особо сильно ударили прежде всего по малоимущим студентам — детям бедняков.

В пятидесятых годах в университетах сложилась сравнительно демократическая обстановка. В университет часто приходили молодые люди из разночинцев, из низших сословий, которым удалось окончить гимназию. Многим из них позволялось слушать лекции бесплатно.

Сложились и некоторые формы студенческого самоуправления: студенты могли кое-какие жизненные вопросы решать сами, без вмешательства властей. Удалось завести кассу вспомоществования, библиотеку для чтения. Студенческий суд мог обсудить некоторые поступки студентов. Выпускался сборник, которым университет гордился. Работал научно-литературный кружок.

Все это отменялось распоряжением от 31 мая. И приняли-то эти правила в конце учебного года, когда студенты разъезжались на каникулы и не успели протестовать!

Едва начался учебный год, как начались и волнения студентов.

Царское правительство пожелало незамедлительно ввести новые правила, чтобы пресечь излишнюю «вольность» студентов. Однако правители не знали и не желали знать, что провести эти правила означало посеять новые волнения.

А кто же был среди этих правителей, кто стоял непосредственно над университетом?

Только что, почти одновременно с утверждением правил, царь-«освободитель» Александр II назначил министром народного просвещения... адмирала Путятина, а попечителем Петербургского учебного округа — кавказского генерала Филипсона.

Руководить российским просвещением они взялись военными методами и потребовали от Совета университета скорейшего проведения в жизнь новых правил.

Совет составил комиссию из семи профессоров. Но исполнять чужую волю — означало вступать в прямую борьбу со студентами. Поэтому и преподаватели не торопились вводить ограничения и постарались, чтобы основные права студентов сохранились. Они несколько раз обращались к начальству с предложением изменить те или другие позиции в новых правилах.

Но правители начали насильственно раздавать матрикулы и ущемлять малые студенческие льготы.

Начать занятия позволили 17 сентября 1861 года, в воскресенье. И с этого дня началась открытая борьба студентов за свои права, за достоинство университета. Борьба против могущественного противника: адмирала, генерала, регулярных войск и полиции. Борьба неравная.

После молебна студенты собрались на сходку, выбрали депутацию к попечителю, требуя разъяснить, в чем состоят новые правила.

Попечитель ехидно заявил депутатам:

— Я не оратор, господа! Займитесь лучше науками, а не сходками!

Студенты стали устраивать шумные сходки каждый день в свободных аудиториях. Тогда инспекторы заперли все двери незанятых помещений.

Студенты поднялись к актовому залу, сломали дверь и устроили митинг.

Ректор университета Плетнев тогда был за границей. Его замещал профессор Срезневский. Несколько раз он являлся, пытаясь успокоить молодежь, но так и не уговорил.

На следующий день министр приказал явиться всем преподавателям.

Зловещее молчание воцарилось вокруг университета. Назревала беда.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.