Уйдя из университета, Дмитрий Иванович решил издавать свою газету. Подыскал и название — «Подъем». Подразумевался экономический подъем Отечества, которому верой и правдой служил ученый. Он пробовал служить ему и изданием этой газеты, которая должна была объединить в себе лучшие умы России и издаваться без предварительной цензуры. А вот это как раз и не устраивало царских придворных. Министр просвещения Делянов не разрешил это издание.

Увидев окончательно, что врагов России — Делянова и ему подобных одному не одолеть, Менделеев решил порвать с антинародным ведомством «просвещения» и обратился целиком к промышленности и практической науке.

Морской министр Чихачев предложил ему консультировать морское министерство по части разработки бездымного пороха. Русскому флоту был остро необходим бездымный порох — он требовался для точной, дальней и скорой стрельбы с морских кораблей. Во Франции такой порох уже был. Так что же Россия? Очень не хотелось Менделееву, чтобы и в этой области Россия отставала от других: в конце концов, Менделеев, патриот своего Отечества, был заинтересован в том, чтобы русский флот обеспечивал мирные дни российского народа. Он был убежден, что трудящийся народ России нужно защищать от войн, и не одобрял, когда военная сила употреблялась в агрессивных целях. Он заявлял:

— Влагая то, что могу, в дело изучения бездымного пороха, я уверен, что служу по мере сил мирному развитию своей страны и научному познанию вещей...

Естественно, что в каждой стране разработки бездымного пороха держались в секрете. Но от кого секреты? От великого химика Менделеева?

Дмитрий Иванович знал «секрет» французского пироксилинового пороха. Перед ним стояла задача — найти такой вид бездымного пороха, который можно было бы производить на местных материалах и в больших количествах.

Выстрел из морского орудия... Дым от выстрела заволакивает все пространство впереди. Чтобы сделать следующий выстрел, нужно ждать, пока ветер унесет дым. Противник же тем временем не ждет....

А бездымный порох — это высокие баллистические качества, химическая стойкость — его можно долго и безопасно хранить. Его производство и обращение с ним должны быть тоже безопасными и легкими...

Исследования Менделеев вел, взяв за основу простую и четкую идею. Он решал математическую задачу с несколькими неизвестными, а точнее, наоборот, с заранее заданными условиями: нужно было получить нитроклетчатку, которая при горении на единицу массы должна выделять наибольшее количество газообразных продуктов. Как же достичь этого? Нужно, чтобы в составе нитроклетчатки кислорода было достаточно, чтобы весь углерод выгорел в окись углерода, а весь водород окислился в воду.

Менделеев нашел состав этой, никому ранее не известной разновидности нитроклетчатки. Он назвал ее «пироколлодием». Для его получения использовалась клетчатка — растительные материалы, которые обрабатывались азотной кислотой.

В 1892 году произвели первую опытную стрельбу таким порохом, — как говорили моряки, артиллерийским. Было отмечено, что это первый из испытанных видов порохов, который не показал «никаких неожиданностей».

В июне 1893 года из двенадцатидюймового орудия произвели первую в России стрельбу бездымным порохом. Адмирал Степан Осипович Макаров, инспектор морской артиллерии, поздравил Менделеева с успехом.

После этого Дмитрий Иванович усовершенствовал порох, обезопасив его сушку и другие процессы производства.

Как же сложилась судьба бездымного пороха, изобретенного Менделеевым? Казалось бы, его немедленно нужно было запускать в производство и снабдить им армию и флот.

Произошло то, что происходило со многими отечественными изобретениями и открытиями. Царское правительство не пожелало осваивать технологию нового пороха, ограничившись производством пироксилинового. Более высокого качества пироколлодийный порох, изобретенный Менделеевым, вскоре стал известен американцам. Через два десятилетия случился обычный для царской России парадокс: во время первой мировой войны Россия закупала в Америке огромное количество пороха, состав которого был аналогичен тому, который изобрел Менделеев!

А Дмитрий Иванович искренне думал, что созданием пироколлодия он способствует прекращению войн. Поэтому заранее он предложил пироколлодий использовать в мирных целях: для изготовления целлулоида, фотографической пленки, искусственного шелка, склеивающей массы.

И, вспоминая о военной стороне дела, заявлял:

— Не милы мне все эти взрывные дела.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.